» » Мотоблок из мотоцикла "Минск"

Мотоблок из мотоцикла "Минск"

При самостоятельном конструировании мотоблока за основу был взят старый мотоцикл «Минск», который давно уже стоял в гараже и не находил практического применения. И продолжая тему «Самодельный мотоблок из мотоцикла», расскажем о том, как сделать мотоблок из мотоцикла Минск.

Основной задачей было изготовить сельскохозяйственную технику своими руками, в домашних условиях, без покупки дорогих деталей и элементов и без надобности задействовать токарные и другие станки. Ну, и самое главное – мотоблок должен быть удобен для сельскохозяйственных работ и стать помощником в труде на полях – вспашка, окучивание, сбор и транспортировка урожая.

Мотоблок получился именно таким – многофункциональным, удобным, что было неоднократно подтверждено проведёнными полевыми испытаниями. Достаточно тяжёлые и сложные условия работы техника приняла отлично и повела себя достойно.

С чего всё началось – мотоблок из Минска

Началом работ стала переделка рамы мотоцикла и приспособление её к нашим требованиям. Были удалены ненужные подножки и прочие детали. Осталась только часть подножки водителя с правой стороны, позднее она послужила опорой для выхлопной трубы мотоблока. Также была удалена подседельная скоба, но только после того, как на раму были прикреплены с помощью сварки рычаги руля из трубы сечением 1,25, изготовленные как один элемент (выгнутые) вместе с распоркой рычаги подходящей для управления техникой формы.

Особенно тщательное внимание было уделено изготовлению втулки, предназначенной для приводного вала колёс и её монтажу на раме будущего мотоблока. Если бы была такая возможность, то гораздо лучше вышло бы её изготовление на токарном станке из круглого проката или толстостенной трубы, но так оборудования этого типа не имелось, то втулка была сделана из отрезков труб без шва подходящих размеров посредством сварки. Так же, к слову, была изготовлена втулка, предназначенная для промежуточного вала.

Части трубы большого диаметра послужили гнёздами для шарикоподшипников. Подшипники были использованы типа 80205. Можно было бы взять и тип 60205 с шайбой от различных загрязнений (если воспользоваться такими подшипниками, то шайба непременно должна сбыть повёрнута в наружную сторону.)

Под нижней трубой мотоциклетной рамы было отведено место для крепления колёсной втулки – дугообразный проём. Для правильной работы мотоблока данную втулку необходимо прикрепить с большой точностью перпендикулярно диаметральной плоскости имеющейся в наличии рамы. Что и было сделано со всем старанием.

Все узлы получившегося мотоблока можно увидеть на чертеже, приведённом чуть ниже.

мотоблок из мотоцикла минск

Мотоблок из старого мотоцикла (агрегаты и узлы поз.6,8,9,10,13—от мотоцикла «Минск»):

1 — колесо с грунтозацепами (от сельхозтехники, 2 шт.);

2 — стояночная сошка;

3 — выхлопная труба с глушителем;

4 — силовой агрегат (от мотоцикла «Минск»);

5 — головка цилиндра с кожухом принудительного воздушного охлаждения;

6 — рама мотоблока (доработанная);

7 — колонка;

8 — бензобак;

9 — кик-стартёр;

10 — ящик для хранения инструмента и принадлежностей;

11 — рычаги с органами управления;

12 — поперечина рычагов;

13 — рычаг-рукоятка переключения передач;

14 — качалка;

15 — тяга переключения передач;

16 — П-образная подвеска фиксации рамы навесных орудий;

17 — траверса для навески орудий;

18 — рама навесных орудий;

19 — культиватор;

20 — плуг.

После того, как мотоциклетная рама была достаточно усилена, к имеющимся кронштейнам и ранее поддерживающим седло дугам, находящимся в верхней части рамы были прикреплены методом сварки рулевые рычаги. Они, вместе с поперечной распоркой были изготовлены в виде одной детали. Рычаги были выгнуты из трубы, на сгибах дополнительно укреплены сваркой. Между концами рычагов для удобства было оставлено расстояние 780 мм. На чертеже можно увидеть получившуюся раму самодельного мотоблока:

рама мотоблока чертеж

Рама мотоблока:

1 — моторама (от мотоцикла «Минск»);

2 — втулка приводного вала колёс (сталь, круг 60);

3 — консоль (сталь, полоса 60x7x210);

4 — щека (сталь, лист s5, 2 шт.);

5 — связь (стальная труба 1/2");

6 — тавровая стойка (сварная деталь из двух полос сечением 60x7);

7 — шкворневое кронштейн-ушко (сталь, полоса 60x60x7);

8 — подкосная стойка;

9 — подседельная дуга;

10 — кронштейн-ребро жёсткости (сталь, полоса сечением 20x5,2 шт.);

11 — рулевые рычаги с поперечиной (стальная труба 1/2");

12 — распорка рулевых рычагов (стальная труба 1/2");

13 — вставка (стальная труба 1/2");

14 — кронштейны подвески промежуточного вала и механизмов натяжения цепей (труба 1/2")

Рукоятка для переключения скоростей Г-образной формы была изготовлена из проката стального в форме прутка сечением 10 миллиметров и помещена в отверстия имеющихся кронштейнов, находящихся с правой стороны мотоциклетной рамы, если ориентироваться по ходу движения будущего мотоблока. С левой стороны рамы бывшего мотоцикла на рукоятку переключения скоростей надета дистанционная втулка, а также приварена качалка, к которой будет прикреплена тяга. Другой конец тяги из восьмимиллиметровой проволоки крепится к рычажку на валу КПП для переключения скоростей.

Узел сцепки для присоединения тележки или прицепных устройств

Для того чтобы можно было прицеплять к самодельному мотоблоку тележку или сельскохозяйственные прицепные инструменты на раме сварным методом изготовлен специальный узел. Материалом для него послужили обрезки стальной негибкой полосы 60х7 мм. Выполнен узел в виде горизонтальной небольшой консоли и вертикальной стойки, дополнительно усиленной для большей прочности ребром жёсткости.

Задняя часть консоли имеет выступ за стойку длиной 60 мм, а к стойке приварено ушко на высоте ста двадцати двух миллиметров, ушко соответствует выступающей части консоли. В той и другой детали просверлены отверстия диаметром двадцать два миллиметра для того, чтобы была возможность скрепления этого узла специально изготовленным шкворнем.

Адаптация силового агрегата к целям, стоящим перед мотоблоком

промежуточный вал в сборе со звездочками

Чертёж вала со звёздочками в полном сборе

1 — звёздочка z=42 (от мотоцикла «Минск»);

2 — ступица (Ст4);

3 — крепление звёздочки к ступице (винт М5, 6 шт.);

4 — корпус подшипника (Ст4, 2 шт.);

5 — радиальный шарикоподшипник 80204 с защитными шайбами (2 шт.);

6 — короткая распорная втулка (стальная труба 3/4");

7 — длинная распорная втулка (стальная труба 3/4");

8 — корпус промежуточного вала (сварная деталь, труба 34x28);

9 — шпонка 5x5x20 (Стб);

10 — звёздочка z=8, выполненная совместно со ступицей (Сталь 45);

11 — шайба (Ст3);

12 — пружинная разрезная шайба;

13 — крепление звёздочки (гайка М14);

14 — промежуточный вал (Ст6);

15 — кронштейн крепления промежуточного вала к раме (стальной лист s6, 2 шт.);

16 — кронштейны натяжения цепей (стальной лист s5, 2 шт.)

Силовой механизм мотоцикла был рассчитан на слишком высокую для мотоблока скорость – около 85 километров в час (5500 оборотов в минуту). Поэтому с этой частью техники тоже пришлось поработать. Был введён специальный узел с понижающими цепными передачами, который позволил достаточно снизить количество об/мин для плодотворной работы будущего мотоблока, обороты были снижены в тринадцать с половиной раз. Таким образом, было достигнуто не только снижение скорости передвижения, но значительно повышена мощность тяги механизма.

К правой задней стойке имеющейся рамы бывшего мотоцикла, с отступлением в десять с половиной сантиметров, от оси втулки приводного вала, был прикреплён кронштейн трубчатого типа строго перпендикулярно плоскости рамы.

Ещё через 18,5 см второй такой же элемент. Они и послужили как опоры для крепления необходимого промежуточного вала. В имеющиеся подготовленные кронштейны вставлены стальные пальцы тяг, в отверстия которых продеты сами резьбовые концы тяг. Тяги и пальцы удерживают на весу правую часть промежуточного вала. Сами пальцы никак не закреплены в кронштейнах и не выскакивают благодаря силе трения.

Трансмиссия и узлы крепления промежуточного вала к раме

Чертежи трансмиссии и всех узлов крепления изготовленного для снижения передач промежуточного вала:

1 — звёздочка выходного вала силового агрегата;

2 — цепь первой ступени;

3 — большая звёздочка промежуточного вала со ступицей;

4 — промежуточный вал;

5 — малая звёздочка промежуточного вала;

6 — цепь второй ступени;

7 — звёздочка приводного вала колёс со ступицей;

8 — приводной вал с рычагом блокировки колеса;

9 — шплинты ступицы звёздочки приводного вала и ведущего колеса;

10 — ведущее колесо;

11 — подкосная стойка рамы;

12 — втулка приводного вала;

13 — втулка промежуточного вала;

14 — кронштейн подвески промежуточного вала (2 шт.);

15 — палец резьбовой тяги подвески промежуточного вала;

16 — вертикальная резьбовая тяга М10 подвески промежуточного вала и натяжения цепи второй ступени;

17 — соединение резьбового пальца с кронштейном промежуточного вала (болт М10,2 шт.);

18 — крепление Г-образного кронштейна промежуточного вала к щеке (спецболт М16 с плоской и пружинной шайбами и гайкой);

19 — щека рамы;

20 — Г-образный кронштейн крепления промежуточного вала к щеке рамы;

21 — резьбовая тяга натяжения цепи первой ступени;

22 — крепёж и стопорение резьбового пальца (гайка М10,5 шт.);

23 — палец навески рамы сельхозорудий;

24 — гайки М10 натяжения цепей трансмиссии (4 шт.);

25 — горизонтальная резьбовая тяга М10 подвески промежуточного вала и натяжения цепи второй ступени.

Отверстие, куда была вставлена ось вилки маятника в правой щеке необходимо рассверлить до диаметра 1,6 см. Оно послужит для крепления кронштейна сделанного в форме буквы «Г» промежуточного вала в полном сборе. Крепим с помощью болта 40 мм М16, вставляя его в пазик кронштейна и отверстие в правой щеке с внутренней стороны.

Не стоит забывать при креплении о плоской и более надёжной пружинной шайбах, которые нужно подложить под гайку болта М16. С внутренней стороны болт удерживается жёстким прилеганием головки его к торцу пальца тяги резьбового типа, которая работает, как механизм натяжения для цепи начальной ступени. Тяга продета в отверстие полочки кронштейна и закреплена с помощью гайки.

Отверстия в верхних частях щёк послужат для монтажа болтов, которые отвечают за удержание крюков рамы, предназначенной для удобного использования навесных сельскохозяйственных орудий. Эти болты также необходимо снабдить шайбами пружинного типа и накрепко затянуть, чтобы в результате вибрации работающего агрегата не разболтались крепления.

Двигатель, его крепления и модернизация системы охлаждения и запуска

Родные крепёжные кронштейны на раме, в передней её части, бывшего мотоцикла ещё послужат в его новой жизни. На них будет закреплён двигатель «Минска». Уже существующие проёмы в этих кронштейнах нужно методом расточки превратить в пазы в целях возможности дополнительного регулирования натяжения трансмиссионной цепи. Во избежание перегрева двигателя в 10 л/с при проведении сельскохозяйственных работ, затратных по времени, справа от силового агрегата установлен вентилятор для дополнительного охлаждения принудительного типа с целью обдува элементов двигателя – цилиндра и его головки. Последняя деталь по сравнению с «родным» расположением развёрнута на девяносто градусов по направлению против хода часов.

Трансмиссия с узлом промежуточного вала

Вентиляционное устройство было установлено на роторный вал генератора. Для крепежа были использованы болт М 7, шайба пружинного типа, втулка для удлинения с двумя штырьками, сделанными из колёсной спицы от того же мотоцикла и пара шайб для обжима крыльчатки. Крышка генератора просверлена для того, чтобы сквозь неё беспрепятственно могла быть продета удлинительная втулка. Отверстие диаметром 17,5 мм оказалось вполне достаточным. Также был вмонтирован сальник, изготовленный из войлока толщиной 5 мм.

Одним штырём втулка упирается в специально рассверленное гнездо (углубление) в роторе двигателя, другой же штырь этой втулки вставлен в крыльчатку и является подобием шпонки.

Чертёж систем управления самодельным мотоблоком

Системы управления мотоблоком и переключения передач

1 — Г-образный рычаг-рукоятка переключения передач;

2 — качалка;

3 — тяга;

4 — кронштейн;

5 — штатный рычаг переключения передач;

6 — кик-стартёр;

7 — рычаг выключения муфты сцепления;

8 — рукоятка «газа».

Вентилятор для осуществления принудительного охлаждения снабжён разборным кожухом, который составлен верхней частью, выполняющей функцию воздуховода вентиляционной системы и нижней, работающей как воздухозаборник. Детали кожуха изготовлены из кровельного листового проката толщиной 0,8 миллиметров, в качестве соединений для элементов были использованы заклёпки из проволоки толщиной 3 миллиметра (материал: алюминий).

Для монтажа воздухозаборной части вентилятора были использованы болты М 6 и распорные втулки. Использованные болты длиннее прежних на 15 мм. Также для прочного крепления были применены шайбы – пружинные и обычные. Самодельный воздухозаборник оснащён съёмной крышкой, также укреплённой болтом М 6, верх воздуховодной крышки прижат и удерживается с помощью отгиба трубки воздуховода.

Щеки воздуховодного аппарата скреплены стягивающей пружиной, для неё в деталях были рассверлены отверстия диаметра 2 мм.

Как было написано выше, головка цилиндра двигателя была повёрнута против хода часов на девяносто градусов. Крышку, закрывающую червячную передачу сцепления, обрезали для более плотного примыкания, ориентируясь по форме изогнутой боковой поверхности воздухозаборного элемента. В новой конструкции эта часть крышки закреплена при помощи одного болта и одной пружинной шайбы.

Чертёж вентиляционной системы

Детали вентилятора воздушного охлаждения цилиндра

а — крыльчатка (алюминий лист s1,2);

б — крепление крыльчатки к магнето (спецболт М7);

в — приводная втулка крыльчатки со штырями (спецболт М7);

г — шайба ;

д — верхняя часть кожуха;

е — нижняя часть кожуха;

ж — крышка воздухозаборника.

Для большего удобства при запуске двигателя кикстартёр тоже был слегка модифицирован. Его рычаг выпрямили, придав форму прямого угла. Таким образом, было освобождено дополнительное место для ноги. Рычаг, предназначенный для переключения передач мотоблока, был соединён с тягой переключения посредством сварочных работ и стального кронштейна из полоски металла 20х70 миллиметров.

Реклама

Глушитель для самодельного мотоблока

Чертёж глушителя

Глушитель для мотоблока чертеж

1 — отводная труба (от мотоцикла «Минск»);

2 — кронштейн (Ст3, полоса сечением 20x5);

3 — фланец (Сталь 25);

4 — крепёж (винт М4,6 шт.);

5 — корпус (от мотоцикла «Минск»);

6 — газопропускной патрубок (отрезок трубы от рамы велосипеда «Урал») с 4 газопропускными и 4 крепёжными отверстиями;

7 — заглушка (Сталь 25).

Глушитель для самодельного мотоблока на базе мотоцикла «Минск» также сделан своими руками. Корпусом послужил патрубок штатного глушителя. Завальцованный конец этого патрубка был выпрямлен с помощью, используемого в качестве шаблона отрезка трубы. Также, для снижения шумового загрязнения, была использована вставка с отводной трубкой, изготовлена своими руками. В качестве крепежа были использованы винты с маркировкой М 4.

Для поддержки отводной трубки отлично послужила бывшая правая подножка водителя. Для этого к этой подножке был с помощью сварки прикреплён кронштейн, а в ней самой было просверлено отверстие диаметром восемь миллиметров. Размеры кронштейна и его местонахождение по отношению к отводной трубке подгонялись по месту.

Изготовление рамы для использования в работе навесных орудий

Чертёж рамы навесного оборудования

Рама навесных орудий

1 — крюк (сталь, лист s5, 2 шт.);

2 — лонжерон (стальная труба, 2 шт.);

3 — основная поперечина (стальная труба 1/2");

4 — дополнительная поперечина (стальной уголок 50x50x5);

5 — гнездо для навесных орудий (из стальной полосы 50x6 мм, 3 шт.);

6 — стопорный узел навесного орудия (гайка М10, приварная, 3 шт.);

7 — косынка (сталь, лист s5, 2 шт.);

8 — ребро жёсткости (стальная полоса 300x20x5, 2 шт.);

9 — кронштейн (стальной резьбовой стержень М12);

10 — П-образная скоба фиксации рамы навесных орудий на мотоблоке.

Рама была изготовлена с возможностью её быстрого монтажа и демонтажа. Крюки, задуманные как поддержка, приспособленная для навесного оборудования, в рабочем положении зафиксированы с помощью обычных фасонных болтов, при участии Г-образных запорных элементов, изготовленных из металлической полосы.

П-образное гребенчатое устройство дополнительно фиксирует раму в рабочем режиме и в состоянии ожидания. Орудия устанавливаются с помощью гнездовых углублений, ориентированных на стандартные стояки, имеющиеся у тракторных культивационных устройств.

На бывших подседельных дугах рамы мотоцикла можно смонтировать небольшой короб, который будет использован в качестве ёмкости для перевозки небольших грузов до 0,5 центнера.

Трансмиссия садельного мотоблока

Чертёж схемы трансмиссии

Кинематическая схема трансмиссии

1 — силовой агрегат;

2 — выходной вал силового агрегата;

3 — звёздочка выходного вала (z1=14, t=12,7);

4 — цепь 1-й ступени (t=12,7);

5 — большая звёздочка промежуточного вала (z2=42; 1=12,7);

6 — промежуточный вал;

7 — втулка промежуточного вала;

8 — подшипник промежуточного вала 80204 (2 шт.);

9 — малая звёздочка промежуточного вала (zЗ=8,1=19,05);

10 — цепь 2-й ступени (t=19,05);

11 — звёздочка приводного вала (z4=39, t=19,05);

12 — приводной вал;

13 — ведущее колесо;

14 — втулка приводного вала;

15 — подшипник приводного вала 80205 (2 шт.);

16 — механизм блокировки;

17 — блокируемое колесо;

18 — подшипник блокируемого колеса 80205 (2 шт.).

Звёздочки для работы промежуточного вала использованы четырёх типов. Первые два - штатные звёздочки от «Минска» Z 1 и Z 2, соответственно маркировке четырнадцать и сорок два зуба. Цепь также взята из штатного набора комплектующих – ПР 12,5. Звёздчатая деталь на восемь зубьев была изготовлена самостоятельно при помощи станков токарного и сверлильного. Окончательные работы по формированию зубьев звёздочки были проведены с помощью пилы по металлу и напильника. В том числе напильником доводилось до формы паза углубление под шпонку.

Также самодельная звёздочка была закалена – нагрета в пламени газовой горелки и опущена в воду. Также была использована звёздочка от другой сельскохозяйственной техники – комбайна СКПР-6. Звёздочка Z 4 с количеством зубьев, равным 39, ранее работавшая в жатке этого агрегата, была посажена на ось приводного вала колёс мотоблока таким образом, чтобы рабочая плоскость её вращения и звёздочки промежуточного дополнительного вала совпадали.

На вал деталь укреплена с помощью штифта, имеющего диаметр семь миллиметров, который был вставлен в отверстие в вале и ступице звёздочки, высверленное с соблюдением диаметра.

Колёса для мотоблока

Десятидюймовые колёса для самодельного мотоблока были взяты от другой сельскохозяйственной техники. В качестве ведущего выступает правое колесо, для этого в его ступице имеется втулка, вставленная туда вместо шарикоподшипников.

Втулка механизма блокировки левого колеса

Для изготовления штифта, необходимого в оснащении ведущего колеса был использован клапан автомашины «Москвич». Этот штифт был установлен на место – в специально просверленное отверстие в ступице, вале и втулки одновременно. Отверстие имеет диаметр 7,9 миллиметров. Операция по просверливанию проводилась при туго затянутых гайках центрального вала. В нашем штифте из клапана было заранее намечено место для отверстия метчиком, которое позже было проделано с помощью трёхмиллиметрового сверла. Туда после всех необходимых операций будет вставлен шплинт, выполненный из гвоздя. Из другого конца штифта была сформирована головка методом горячей опрессовки с помощью газовой горелки и молотка.

Монтаж левого колеса был проведён обычным образом на подшипниках радиального типа с маркировкой 80205, подшипники закрыты во избежание попадания пыли и грязи манжетками, имевшимися в комплекте колёс.

Та часть вала, что имеет наибольший диаметр, находится в промежутке между подшипником колеса слева мотоблока и основной втулкой, подшипник которой закрыт шайбой с толщиной тридцать один миллиметр, которая выполняет функцию сальника.

В случае необходимости предусмотрена возможность блокировки левого колеса мотоблока. Для этого изготовлена специальная втулка, которая при остановке агрегата сцепляется со специальным кронштейном, который был приварен при изготовлении ведущего вала. Втулка выполнена из отрезка трубы сечением в полдюйма.

С одной стороны имеется функциональная резьба внутреннего типа, для шпилек М 16, использованных для соединения дисков колёс, С другой стороны имеется отверстие для воротка, выполненного из гвоздя длиной в двести миллиметров (также может быть использована проволока соответствующего диаметра). Для блокировки движения необходимо накрутить втулку на шпильку колеса вместо одной из гаек, после чего можно извлечь вороток.

Обжимные кольца, имеющие специальные грунтозацепные устройства для лучшего сцепления колёс мотоблока с поверхностью почвы.

Для колёс были изготовлены грунтозацепы, и произведён их монтаж на обжимные кольца. Вся конструкция сделана из полос металла (сталь) с использованием в качестве крепежа стальных скоб. Надеваются обжимные кольца на подспущенные колёса, фиксируются скобами, после чего колёса можно накачать до полного рекомендуемого для этого типа изделий объёма.

На каждое колесо приходится по двенадцать грунтозацепных элементов.

Рукоятка, управляющая газом, взята от исходного устройства – мотоцикла «Минск», а рычаг для переключения сцепления – от ИЖ-7.107.

Для того чтобы придать агрегату более презентабельный вид, подобный фабричному, была произведена тщательная покраска топливного бака, кожуха вентиляционной системы принудительного типа, колёсных дисков и ящика на раме, а также устройства для использования навесных орудий.

Основные характеристики мотоблока

Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм — 1600x820x900

Ширина колеи, мм — 680

Клиренс, мм — 250

Силовая установка — от мотоцикла «Минск»

Мощность двигателя, л.с. — 10

Рабочая скорость

(при пахоте на глубину 250 мм), км/ч — 2

Транспортная скорость

(с прицепной тележкой), км/ч — 30

Грузоподъёмность прицепа, кг — 500

Достаточно простая конструкция техники делает её надёжной и удобной.


29469 30.08.15


Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера